Усть-Миасс

Курганская область, Каргапольский район

Перепись 1710г.
 
Переписи - явление эпизодическое, потому все они уникальны.
 
В октябре 2010г состоялась очередная Всероссийская перепись населения. Для кого-то она стала первой в его жизни, кто-то проходил через это не один раз. Как они проводятся в наше время, мы знаем. А как это происходило, например, в середине XVII в., когда только-только появилась Усть-Миасская слобода, или во времена Петра I? 
Было бы интересно сравнить результаты этих переписей и проследить за изменениями, которые происходили на протяжении 340 лет существования с.Усть-Миасского. К сожалению, в более-менее полном виде до нас дошли материалы только одной переписи, состоявшейся в сентябре 1710г, другие не представлены вообще или имеются только их фрагменты.
Желающие посмотреть результаты переписи 1710г могут обратиться в Усть-Миасскую библиотеку к Казаковой О.А.
Те, кто интересуется своими родословными, в этих списках могут попытаться найти предков.
Благодаря курганскому краеведу П.В.Варлакову мы можем привести полный список людей проживавших на территории Усть-Миасской слободы (с деревнями). До этого у нас имелись лишь частичные данные.
Имеются также сведения по слободам Окуневской, Салтосарайской и Царево Городище (ныне г.Курган).
Оригинал хранится в РГАДА -  Российском Государственном Архиве Древних Актов ф. 214. оп. 1. д. 1526. л. 1-372.
Итак, в 1646 г в России введены подворные переписи - вид учёта хозяйств и тяглового (платившего налоги) населения в России XVII - начала XVIII века с целью обложения налогами. Единица налогообложения - двор или хозяйство.
 
 
  Перепись-1710Перепись 1710г также носила черты подворной, но при этом была сделана попытка записывать все население "отъ мала до велика, мужеска и женска пола".
На территории Усть-Миасской слободы эту работу провел "дворянин по выбору" Василий Савин Турский. Он был снабжен наказом-инструкцией о том, как проводить перепись, а по ее оконча-нии, практически в тех же выражениях, пишет об исполнении наказа:
 "Въ годъ 1710 сентября въ 5? день по указу Великого Государя Царя и Великого князя Петра Алексеевича. Всея Великiя и Малыя и Белыя России Самодержца и по грамоте и по приказу стольника и воеводы Ивана Фомича Бибикова съ товарищи и по наказу исъ приказной полаты каковъ ко мне присланъ iюля въ 19 день нынешняго жъ 1710 году посланъ я тобольскiй по выбору дворянинъ Василей Турской въ Тобольской уездъ въ его Великого Государя Дворцовые въ Мiяские въ Тобольные въ Усть-Мiяскую, въ Окуневскую въ Митрополье Воскресенское село, въ Чумляцкую, въ Тебеняцкую, въ Белозерскую, въ Белоярскую Иковскую, на Царево городище, въ Утяцкую, въ Усть-суерскую, въ Емуртлинскую, въ Суерскую, въ село Николаевское Знаменского монастыря, что на Березовке слободы и села. И въ техъ слободъ села и деревни и въ Архиерейские и въ монастырскiе и въ подмонастырскiе слободы жъ и деревни и на заимки и вотчины и въ татарскiе волости и въ юрты.
 
И велено мне въ техъ вышеписанныхъ въ его Великого государя и въ архиерейских и въ монастырских и въ подмонастырскихъ острогахъ и слободахъ и въ селахъ и въ деревняхъ и вотчинахъ и на заимкахъ и въ татарскихъ волостяхъ по вышеописанному великого Государя указу переписывать всякихъ духовного и мiрского чина людей и дворы и въ нихъ людей мужеска полу и женска отъ мала и до велика всехъ поимяно и въ летахъ необходя никого окромя ясашныхъ людей и переписавъ всехъ на лицо велено всякому подъ своею статьею прикладывать руку и въ рукахъ отсылать имянно, что объ утайке дворовъ и людей Великого Государя указъ подъ опасенiемъ смертные казни слышали (…)
Расклавъ книги съ перечнями выписки и съ подлинною очискою ехать въ Тоболескъ и те книги за своею рукою подать въ Приказной полате (…)"
 (Стиль, орфография и пунктуация оригинала по возможности сохранены)
 
Работа переписчика начиналась с того, что, приехав в слободы и деревни, в монастырские вотчины и т.д., он должен был "въ тех вотчинахъ и поместьяхъ" государев указ о переписи вычитать, а приказчики и старосты для полноты информации предоставляли ему "сказки". Имеются ввиду различные материалы писцового делопроизводства: писцовые, переписные, дозорные, приправочные, платежные книги.
В качестве помощника В.С. Турского в Усть-Миасской слободе выступил местный "писчей дьякъ" Степан Попов, а иногда за себя и односельчан подписывались и другие "разумеющие грамоту люди".
Перепись-1710_2           Перепись-1710_3
                    Переписной лист образца 1710                                 В приказной избе
 
Еще в конце XVII века отдельные листы склеивались в длинные свитки-столбцы, но уже в первое десятилетие века XVIII стали постепенно отходить от этой практики и листы сшивали в тетради и книги.
Перепись дает богатый краеведческий материал, из которого можно извлечь немало сведений.
Итак, в 1710г с момента основания Усть-Миасской слободы прошло 40 лет. За это время родилось и выросло 2 поколения коренных усть-миассцев. А поскольку заселение Зауралья продолжалось, то в слободе появлялись и новопоселенцы. Кто были эти люди?
Это и можно узнать из переписи, которая как "моментальный снимок" фиксирует определенный момент жизни.
"Слобода Усть-Мiяская въ ней крестьянъ ведаетъ судомъ и росправою по грамоте Великого Государя Московитинъ Иванъ Симоновъ".
"Дворъ прикащичей, въ немъ живутъ понедельно той слободы крестьяне".
Сам Московитин И.С. жил в Мехонской слободе, как и прежние приказчики: Иван Обольянинов и Степан Текутьев. В их отсутствие функции управления осуществляли старосты и "лучшие крестьяне" Усть-Миасской слободы. Делопроизводство вел "писчей дьячекъ" Степан Никитин Попов.
Можно узнать состав церковного причта первой деревянной Богоявленской церкви.
"Дворъ въ немъ живетъ попъ Данило Васильевъ…"
"Дворъ дьячка Григорья Семенова…"
"Дворъ трапезника Мартынъ(а) Филатовъ(а)…"
Был еще один священник, записанный как "пришлый попъ" Алексей Ларионов.
Небольшой "гарнизон" Усть-Миасской слободы состоял из 3 драгун, 2 беломестных казаков, 2 пушкарей. Еще три драгуна и беломестный казак жили и несли службу в д.Вяткиной.
Основные подразделения дислоцировались в более крупных острогах, а в остальных слободах служили драгуны, беломестные казаки, пушкари, "поверстанные" из местных жителей и приписанные к тому или иному подразделению. Например, драгуны Усть-Миасской слободы относились к Маслянской роте.
Драгуны:
Аверкий Пермяков, Дмитрий Возмилов, Микита Возмилов.
 
Беломестные казаки:
Иван Ларионов Балдинец, Гаврила Возмилов.
 
Пушкари:
Юрий Ерихин (Жерихин), Терентий Мишагин.
У проезжих ворот посменно дежурили 3 воротника:
Осип Леонтьев, Терентий Еремеев, Дмитрий Лузгин.
Ну, а самая многочисленная категория - это, конечно, пашенные крестьяне.
Для удобства сведем результаты переписи в таблицу.
Усть-Миасская слобода (без деревень):
 
 
 
Насколько достоверны результаты переписи конкретно по Усть-Миасской слободе? Трудно сказать.
Дело в том, что единицей налогообложения был окладной двор. В целом по России получилось, что численность податных хозяйств сократилась на 19,5 % по сравнению с 1680г. , и поэтому Петр I  не признав ее результаты и приказал принимать подати по книгам 1678 (1680-х) и произвести новую перепись в течение 1716 и 1717.
А произошло это потому, что тяглое население всячески пыталось уменьшить размер податей, которыми оно облагалось на основе результатов переписи.
Для обмана существовали различные способы. Они были хорошо известны и перечислялись в на-казах писцам. Но все это не очень то и помогало.
Самый распространенный прием, когда крестьян "изъ многихъ дворовъ въ одинъ переводили". Т.е. огораживали два двора одной изгородью, одни записывались как дворохозяева, а другие как подворники, и таким образом, платили налоги вскладчину, как с одного двора. Либо просто скрывали дворы от переписчиков. И хотя каждый дворохозяин должен был расписаться в том, что "указъ Великого Государя объ утайке дворовъ и людей подъ опасенiемъ смертныя казни слышалъ и руку приложилъ", нарушения все равно были. Поэтому,  реальное количество жилых домов в Усть-Миассе могло не совпадать с количеством окладных дворов.
Могли допустить небрежность и при подсчете численности населения.
 
Впрочем, это была проблема налоговых органов того времени. Для современных же любителей краеведения и составителей родословных переписные книги, а позднее "ревизские сказки" просто бесценный материал для исследований.
 
  ИСТОЧНИКИ:
 
______________________________________________________________________
Шестаков В.П.
 
 
 
Шестаков В.П.
Шестаков В.П.
 
     

        Рейтинг@Mail.ru