Усть-Миасс

Курганская область, Каргапольский район

События в Приисетье 1650-1670гг.
  
 Чем менее значимо поселение, тем меньше сохраняется сведений о нем. Мы, как правило, немного знаем о возникновении каких-то маленьких деревень, хотя они потом существуют сотни лет. О селах (первоначально - слободах) известно больше, но и в этом случае не всегда возможно установить точную дату их основания. Так и в нашем случае. Документ, который помог бы снять все вопросы относительно появления Усть-Миасской слободы, а это "Наказная память…", вряд ли уже будет найден. Для таких случаев у историков есть правило: ДАТОЙ ОСНОВАНИЯ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА СЧИТАЕТСЯ ДАТА ПЕРВОГО ПИСЬМЕННОГО УПОМИНАНИЯ О ПОСТОЯННОМ ПОСЕЛЕНИИ НА ЕГО МЕСТЕ.
В нашем случае важнейшим письменным первоисточником является «Переписная книга Тобольского уезда переписи Льва Поскочина189 (1680/81), 190 (1681/82) и 191 (1682/83) гг». РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.261. А также книги-справочники, опубликованные в XVIII в :  Рычков П.И. "Топография Оренбургской губернии", 1762г, "Географический Лексикон…", 1773г. Из них ясно, что на нынешнем месте Усть-Миасская слобода появилась не ранее 1670г. 
 И, тем не менее, чтобы понять, какая дата наиболее реальная, порой нужно внимательно рассмотреть события в целом, происходившие на данной территории.
 
 Хронологическая таблица заселения Приисетских земель
 
1644 - Исетская Успенская пустынь (будущий Далматов монастырь)
1645 - Рафайлова пустынь (будущий Рафайлов монастырь)
1650- Исетский острог стал первым военно-крестьянским поселением на Исети. Первоначально условно назван Красноборским, по названию лесного массива на левом берегу Исети - Красный Бор - но уже в 1651 именуется "новым Исетским острогом". Слободчик и первый приказчик - конный казак Давыд Андреев.
1655 -  Катайский острог ("заводил и строил" Катайск сын боярский Панкратий Перхуров )
1658-1661  Ялуторовский острог (слободчики - тюменские пашенные крестьяне Петр Ульянов и Елеска (Елисей) Гилев)
1660 - Мехонина курья (варианты названия: Мехонинская слобода, Куринская слобода, Мехонский острог). Вероятный слободчик Д.Андреев.
В начале 1660-х гг. существовало поселение при р.Барневе, а также Царево Городище (на Исети!). После 1662г Царево Городище больше не упоминается, т.к. было разорено башкирами. То же произошло и с поселением на Барневе, которое вновь было отстроено уже на правом берегу Исети в 1686г.
1662 - Шадринская слобода, (Шадринский острог) слободчик Юрий Никифорович Малечкин (Юшка Соловей).
С 1662 до 1668гг более-менее крупные поселения на Исети не строились.
1668-1669 - Терсюцкая слобода. Слободчик и первый приказчик - Д.Андреев.
 1668 - Бешкильская слобода
 
 Все эти поселения, появились до 1670г и находились на левом, северном берегу р. Исеть. Поскольку четких обустроенных границ у вновь освоенных русскими земель в Зауралье не существовало, только контуры, то  река Исеть служила своеобразной естественной границей, а "заречная степная сторона" оставалась не заселённой русскими. 
Пограничные территории заселялись сложно. Добровольцев пытались привлечь денежными ссудами, льготами до 6 лет, приказчики закрывали глаза на то, что среди поселенцев были беглые, принимать которых строжайше запрещено, а Д.И. Андреев и в 1651 по-прежнему разъезжает по северным уездам, вербуя добровольцев. И все равно "дело прибора охочихъ людей" шло медленно из-за постоянной военной опасности. Здесь в течение этого двадцатилетия степные кочевники без конца проверяли на прочность первые русские острожки в междуречьях Туры, Пышмы, Исети, Тобола.
Подобные события самым подробным образом отражались в наказах воевод или отписках приказчиков,  в "статейных списках" (рапортах) служилых людей. Существуй в это время Усть-Миасский острог (или какое-то поселение на месте нынешнего с.Усть-Миасского) в этот период, это обязательно нашло свое отражение в одном из этих документов.В качестве примера приведу отписку воеводы В. Шереметева, датированную октябрем 1651г (октябрь 7160 от Сотворенья Мiра).
 Г.Ф. Миллер       alt
 
В августе в Зауралье начинался сбор хмеля по берегам рек, и группу казаков из 6 человек отправили на сбор пошлины с людей, занимающихся его заготовкой на Исети, Миассе и др. речках. В задачу казаков входило и отслеживать передвижение групп кочевников по лесостепи, не вступая по возможности в столкновения, что они и делали. «…Те казаки сказали, что ездили де они за Исеть реку вверхъ по Миеси по  нижней стороне Миеси, и товарыщи де ихъ Ивашко Денисовъ да Ивашко Васильевъ видели: на степи 12 человекъ ездятъ подле Миеси, а какие люди, того де они не ведают…».
Интересно то, что название реки здесь звучит как "Миесъ": «внизъ по Миеси», «подле Миеси». Видимо, именно в такой форме переняли название нашей реки у местных жителей первые русские поселенцы в середине XVII века. Со временем название трансформировалось сначала в "Мiясъ", а затем в "Миасс".
И далее: «А то де, государь, урочище отъ Исетского острогу въ пяти днищахъ. И он де, Федька, съ товарыщи после ихъ ехали подле Миеси на низъ отъ того урочища днище и видели де становье, были три огня, а по сакме де и по становью чаят было человекъ с 50, и поворотились де те люди отъ того места къ Тоболу реке». И снова казаки наткнулись на лагерь кочевников в низовье Миасса, и по кострищам и по следам на «сакме», т.е на дороге, определили, что отряд насчитывал 50 человек, и что ушли они с этого места в сторону Тобола.
Если внимательно прочитать описание их пути, становится понятным, что двигались они по совершенно незаселенным территориям, где бродили только охотники, рыбаки, сборщики хмеля, какие-то небольшие отряды кочевников. Путь измерялся не верстами, а днями пути, а привязкой к местности служит сам Исетский острог и некое безымянное урочище на Миассе в 5 днях пути от Исетска, т.к. других более близких населенных пунктов, которые могли бы служить ориентиром, еще просто нет. Да и на ночлег казакам было бы удобнее и безопаснее устроиться за крепостными стенами, а не в чистом поле, однако, ни о чем подобном не упоминается ни словом.
 
 
 
Башкирское восстание 1662-1664гг
 
 
Начало нового десятилетия не принесло мира на берега Исети.
Год 1662 г. В Башкирии началось восстание, от которого пострадала и часть территории Зауралья по рекам Пышме и Исети.
В сентябре 1664 года предводитель башкир "царевич Кучук" (правнук хана Кучума) вновь организовал набеги на зауральские слободы: Беляковскую, Киргинскую и Мехонский острог. В "Дополнениях к Актам историческим" в т.4 стр.386 (третий документ), есть описание событий, происходивших около Мехонского острога в сентябре 1664г.

 DopAI_1дополнения АИ_1дополнения АИ_2 

 
Согласно рапорту капитана Семенова полковнику Дмитрию Полуэктову, 15 сентября башкиры, разорив деревни вокруг Беляковской слободы, пришли "подъ Мехонину Курью къ острогу"  (ныне с. Мехонское) и "напускъ чинили", т.е. пытались взять острог приступом. Сходу сделать этого не удалось и, разорив округу, взяв пленных и отогнав скот, они "того жъ числа за Исеть пошли".
 
  Мехонский острогТ.е. башкиры двинулись в верховья Миасса на свои кочевья, и пройти мимо Усть-Миасского острога или слободы, существуй они в это время, не могли никак, что нашло бы свое отражение в отчете капитана Семенова. Как, например, Усть-Миасская слобода попала в "военные сводки" во время очередного башкирского восстания уже в 1709г, когда пострадали 3 деревни Усть-Миасской слободы: Каргаполова, Тагильская, Черепанова.>>>>>
 
 
 
 
Постройка сторожевой линии 1667-1670гг при воеводе П.И.Годунове
 
1667год. На территориях прилегающих к рекам Исеть и Миасс по-прежнему не спокойно.
Башкирское восстание показало расстерянность русских властей на местах и все недостатки в организации обороны. Немногочисленные отряды служилых людей были рассеяны по слободам и острожкам, зачастую просто отсиживались в них, не в силах эффективно действовать против легкой башкирской конницы.
В этом году Тобольским воеводой назначен П.И.Годунов. Перед ним встала задача обеспечения безопасности Сибири: разведка путей продвижения неприятеля, строительство крепостей, охрана водных дорог, волоков, переправ. Было принято решение о постройке сторожевой линии по р.Исеть и усиление гарнизонов.
15 ноября 1667г по указу царя Алексея Михайловича "былъ збиранъ на листе" чертеж, т.е. собран из региональных (местных) чертежей-карт. К карте прилагалась "роспись", которая дополняла и расшифровывала географическое изображение и вместе с ним составляли единый документ.
"...Въ лето 7176 (1667 г.) по указу великаго государя (Алексея Михайловича) по грамоте въ Тобольску учиненъ сей чертежъ снисканiемъ и самотрудiемъ и географствомъ стольника и воеводы Петра Ивановича Годунова... граду Тобольску и окреснымъ сибирскимъ градамъ, странамъ и землям и селенiю по рекамъ и между ними расстоянiе пути...".
Для этого в тобольской съезжей избе опрашивали "всякихъ чиновъ людей, и иноземцевъ тобольскихъ, и приезжихъ бухарцевъ, и татаръ, которые въ сибирскихъ и во всехъ городехъ и острогехъ хто где бывалъ, и городы, и остроги, и урочища, и дороги, и земли знаютъ доподлинно...".
"Роспись" насыщенна географическими сведениями: указаны расстояния между поселениями в верстах и днях пути, в каких местах нужно построить новые остроги, где усиливались гарнизоны и т.д.
Подобные документы имели стратегическое, военное назначение и главным требованием при их составлении была "доподлинность", поэтому им вполне можно доверять.
Посмотрим, есть ли Усть-Миасская слобода (Усть-Миасский острог) в "росписи" к годуновской карте.
 Роспись к карте_титул Роспись к карте_1Роспись к карте_2 
 

 

Мехонская слобода здесь названа Куринской (по названию Мехонина Курья), а между ней и острожком в устье Маслянки не отмечено больше никаких поселений.
Лишь с 1670 г после усиления гарнизонов в острогах по Исети, когда появилась уверенность, что в случае опасности помощь придет, начался выход на Миасс и дальнейшее продвижение вверх по Тоболу.
Непосредственно в районе устья слободу строить не стали, т.к. места не очень подходят для этого, а основали ее в более удобном месте в нескольких километрах выше, положив начало заселению земель по р. Миасс. Первоначально слобода именовалась Миасской, позднее - Усть-Миасской для отличия от Средне-Миасской (Окуневской) 1676г, и от Верхне-Миасской (Чумляцкой) 1684г >>>>
 
Примечания:
 
 Днище, «в пяти днищах» - день, как единица измерения расстояний в XVII веке; в 5 днях пути.
 Отписка - вид документа, представляющего собой отчёт нижестоящего административного лица вышестоящему, или информативное письмо официальных лиц, находящихся примерно на одном уровне социальной лестницы. Например: от воеводы в Сибирский приказ, от воеводы к воеводе, от приказчика к воеводе.
 Росписи – разного рода списки; текстовые дополнения к географическим картам.
 Сакма – тропа, дорога.
 Статейные списки – рапорты служилых людей; отчеты и донесения.
 
 
 
ИСТОЧНИКИ: 
1. Г.Ф. Миллер «История Сибири» т.3. с.350. ПФА РАН ф.21, оп.4, д.11, лл.147об-151об.
2. "Дополненiя къ Актамъ историческимъ", т.4, с.386.
2. А. Титов «Сибирь въ XVII веке (сборникъ старинныхъ русскихъ статей)»
 
__________________________________________________________________________________________

Шестаков В.П.

 

 

 
 
 

 

   

 
 
 

 

 

        Рейтинг@Mail.ru