Усть-Миасс

Курганская область, Каргапольский район

Названия знакомые с детства
(микротопонимика с.Усть-Миасского)
 
Слобода, Сахарово, Остров, Согра… Названия знакомые с детства жителям Усть-Миасса, но происхождение и значение их для каждого нового поколения становится все более смутным и непонятным, а лет через 20 потеряет всякий смысл.
На страницах нашего сайта мы уже касались происхождения некоторых местных географических названий (топонимов). 
 
«Топонимика» (от греч. «топос» - место, «онома» - имя) – наука о происхождении и развитии географических названий.
 
Здесь же речь главным образом пойдет о микротопонимах, т.е. о названииях мелких географических объектов: улицах села, урочищах, возвышенностях, логах, водоёмах. Эти названия известны лишь ограниченному кругу людей, проживающих в нашей местности. 
Мы предлагаем вам совершить небольшое виртуальное путешествие по нашему селу и его окрестностям, которое, может быть, позволит взглянуть на знакомые с детства места по-новому. А помогут нам в этом: воспоминания старожилов, записанные в разное время, план-карта 1884г, «Владенные записи» с.Усть-Миасского, д.Воденниковой, д.Грачевой, спутниковые снимки (май 2012г). Смысл некоторых названий, которые уже вышли из обихода, разъяснит «Словарь русских народных говоров».
 
Улицы села и его отдельные части
Современные наименования улиц появились в советское время, и с ними все более-менее понятно. Названия трех из них напрямую связаны с событиями революции 1917г: Октрябрьская, Советская, Свердлова. Улица Набережная таянется вдоль берега р.Миасс. Улица Новая, состоящая из трех домов, построенных в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века в самой южной части села. Улица Восточная – восточная часть «слободы». 
Но когда-то употреблялись не названия улиц, а названия отдельных частей села.
 
Слобода – самая старая часть села, с которой оно и начинает свою историю. С 1670г здесь существовал небольшой безымянный острожек-форпост на горке у старицы Воронухи (ныне ул.Восточная), где с весны и до зимы несли караульную службу беломестные казаки, «доколе снеги большие не укинут». К постройке же слободы, как постоянного поселения, приступили в1672г-1673гг под руководством слободчика Степана Васильевича Возмилова, уроженца г. Вятки. Первоначально слобода называлась просто Миасской, между 1683 и 1693гг стала Усть-Миасской.
Подробнее >>>>>
Слобода на карте 1884гСлобода на спутниковой карте 
 
"Кокуй" Кокуй (Кукуй). Слово многозначное, но в Сибири обычно имело значение выселок. Появился, очевидно, когда отпала необходимость тесниться в слободе за крепостными стенами, т.е. к концу XVIII века и началу XIX, что и послужило началом расширения села. Местонахождение его сейчас определить достаточно сложно, где-то между улицей Свердлова и поворотом улиц Набережной и Октябрьской. Первыми сюда поселились, видимо, новоприходцы, а не коренные усть-миассцы из «слободы», что и объясняет последующую вражду между этими частями села, продолжавшуюся более века.
 
 
"Забегаловка"Забегаловка. Участок улицы Советской от её начала и до пересечения с ул.Свердлова у Дома культуры.
В «Словаре русских народных говоров» старинное значение этого слова объясняется так: «Забегаловка – часть селения, расположенная несколько особняком». Мы не знаем наверняка, как заселялась южная часть села. В какой-то период застройки эта улочка, видимо, действительно казалась оторванной и от «слободы» и от построек в райное нынешней ул. Набережной.

 

Крестик. Так называли придорожный крест или часовенку на выезде из села, чтобы отправляясь в путь или, наоборот, входя в село, человек вознес благодарственную молитву Господу и небесным заступникам. Такой "крестик" стоял у тополей на въезде в село со стороны Каргаполья. Возможно, что раньше здесь находился перекресток двух дорог к селам Каргапольское и Осиновское. В XVIII и XIX веках рекрутов-призывников отправляли в уездный город Шадринск (по осиновской дороге), где находилось «уездное рекрутское присутствие», переименованное после реформы в «уездное по воинской повинности присутствiе». С 30-40 годов XX века, призывников отправляли через Каргаполье. Не случайно до нашего времени сохранились отголоски старой традиции: когда провожают ребят в армию, родственники, друзья идут по селу, доходят до тополей. Здесь солдат прощается с односельчанами. Призывник забирается на тополь (как можно выше) и привязывает платочек в знак того, чтобы снова вернутся в родные края. На карте 1884г перекрестка как такового в этом месте нет. Дорога на с.Осиновское проходит ближе к озеру по территории, где в настоящее время находится животноводческая ферма.
Старая дорога на с.Осиновское"Крестик" на спутниковом снимке"Крестик". Современная дорога на р.п. Каргаполье"Тополя". Осень 
Суровцева В.И со слов своей бабушки Суровцевой А.И рассказывает об этом месте так: «При въезде в село Усть-Миасское растут большие тополя . Так в народе и говорят : «Встретимся у тополей, проводим до тополей». И хотя в деревне много мест где растут тополя, но так называется именно это место. В давние времена здесь стоял крест и на тополях висел обруч, а на нем висели три иконы - «Спасителя», «Божьей Матери» и «Святителя Николая». И те, кто приезжал или уезжал отсюда, подходили к кресту и молились. Из воспоминаний сестры Героя Советского Союза Пермякова А.М   и Селивановой М.М : «Как сейчас помню этот день в 1942 году. Провожали брата в Армию. Дошли до тополей, здесь попрощались. Солдата посадили в повозку лошадей и повезли на станцию …».
 
 
ЗагумноНа нижеприведенном спутниковом снимке отмечены места, где еще в 70-е годы прошлого века были пустыри, которые местные старожилы по привычке называли загумно, хотя само понятие давно вышло из употребления.
 Загумно (Загуменье) - место за гумнами, за деревней, около поскотины.
 Гумно сарай, в котором молотили хлеб.
 
11.poskotina 1Поскотина – отгороженное пастбище для скота на окраине села. Ныне здесь находятся новостройки 80-90-х годов.
 
 
 
 
 
 
12.gusinka 1Гусинка. Место около поскотины на берегу р.Миасс, где когда-то пасли гусей. В 70-е годы прошлого века одно из любимых мест купания детворы на Миассе.
 
 
 
 
 
 
Названия урочищ: полей, колков, логов и т.д.
 
Урочище
1.То, что служит естественной границей, природной межой (например: река, старые русла, дороги, овраги и т.д.).
Например, в описании границ Окуневского острога за 1676г говорится: «…въ вeрхъ по Исете до Рахманихины курьи а отъ той курьи на полдень по мiяской дороге…».
2. Участок, отличающийся от окружающей местности (лес среди поля; болото, луг среди леса и т. п.).
 
До революции, урочища: берёзово-осиновые колки, лога, и т.п., находившие при земельных наделах крестьян, получали названия по именам владельцев этих участков.
Вот лишь некоторые из этих названий:
Канин колок. Кано – просторечная уменьшительная форма от имени Никандр.
Канин колок_1Канин колок_2 
 
Названия других колков: Чердынский, Шишкинский, Катюшкин, Пермяковский, Дуброва (от Дубрава) – большой березовый колок, роща.
 
Чердынский колок_1Чердынский колок_2Шишкинский колок 
 
Сахарово (Сахарова).
Из воспоминаний Пермяковой З.А.(73года), а ей рассказала Лобарешных Степанида И.
«Сосновый бор переходит в березовую рощу. Издавна люди собирали здесь вишню, клубнику, землянику, боярышник, черемуху, шиповник, целебные травы. Бывалые ягодницы говорили: « Где бы мы ни собирали ягоды, слаще, чем в этих местах не было». Поэтому местные жители назвали этот березовый лес и поляны Сахарово».
22.saharovo 1 Дорога у лесного массива Сахарова23.saharovo 224.saharovo 3 
 
В долине р. Миасс.
 
Остров возвышенность в долине р. Миасс естественного происхождения, не затапливаемая во время весенних половодий. 
Когда-то здесь рос смешанный лес, и на карте 1884г этот лесной участок значится под № II. Во «Владенной записи с.Усть-Миасского» дается такое описание:
«Лесъ, назначенный для продовольствiя крестьянъ леснымъ матерiаломъ... Участокъ № II площадью 32,1 десят. Леса и 0,9 десятины неудобной, лежитъ въ урочище «Согра» и граничитъ съ хозяйственными межниками…».
25.ostrov vid 26.ostrov les 1 27.ostrov les 2
28.ostrov sogra 1 29.ur.Ostrov Sogra 2 30.ur.Ostrov Sogra 3 
 
 
В 40-50-е годы здесь находились загоны для больного скота. В 70-е годы эта территория распахивалась и засевалась многолетними травами. В наше время от былого леса остались березы, растущие по кромке Острова.
 
Согра – болотистая местность, заросшая кустарником или мелколесьем.
Название принесли первые переселенцы, выходцы с русского севера европейской части России. 
 
Урочище занимает достаточно большую площадь, простираясь от южной оконечности Острова до речки-ручья Осиновка.
 
Лешаки. Так назывался еще один заболоченный участок, густо заросший кустарником перед Островом. 
 123 4 
 
 
"Калачики"Калачики. На спутниковом снимке хорошо видно, что луг между двумя рукавами реки Миасс («старым» и «новым» Миассом), изобилует небольшими подковообразными старицами, которые и называли «калачики».
 
 
 
 
Васина гора. Участок правого склона речной долины (увала), в районе д. Воденниковой.
Название связано с событиями Гражданской войны в наших местах.
123
 
Записано со слов Викторова А.И. (78 лет)
«Я хочу вам рассказать, что еще в давние времена жизнь в наших местах шла полным ходом, как и в других деревнях и селах нашей необъятной России. Много у нас мест, которые получили названия, связанные с какими то событиями.
Мне поведала моя бабушка - Лобарешных Фекла Титовна(1890- 1985гг.) про одно из таких мест - Васину гору. Было это в 1918 году. В то время по Усть-Миассу проходили Белая и Красная Армии. Колчаковская Армия шла на Запад. Здесь Армия Колчака останавливалась. Проживали и мобилизовывали население в свою Армию для службы. Многие мужики из деревни, чтобы не служить, прятались. Некоторые вступали в Армию Колчака, другие вступали в Красную Армию. Власть в то время сменялась. То Белые правили, то Красные. Часть мужиков, которые не хотели подчиняться ни кому, ушли на возвышенность в леса за рекой Миасс. У них было с собой оружие. Среди этих людей были братья Жилевы Иван и Василий. Когда власть сменилась и в село вошла Красные Армия, Белым пришлось отступать на эту же возвышенность, где находились деревенские мужики, которых возглавлял Василий Жилев. Белые его расстреляли. Так как он с товарищами не захотел воевать против Красной Армии.
Погибшие были похоронены на этом месте. Когда все успокоилось, тела погибших были перенесены на деревенское кладбище. А эта возвышенность стала так и называться - Васина гора».
Небольшое уточнение: в нашей волости карательные акции «белые» проводили , не в 1918, а с апреля по август 1919г, перед приходом «красных». В воспоминаниях часто путают события 1918, 1919 и 1921гг.
Более подробно о событиях Гражданской войны здесь   >>>>>>>
Бояров куст – урочище, названное по особенностям растительного ландшафта: основной вид растительности – боярышник. Находится недалеко от места, где когда-то была грачевская мельница купца Морозова.
Неподалеку расположено небольшое подковообразное озерцо или часть старицы, под названием «комиссар». Происхождение названия не ясно.
 
"Братчик"Братчиклевый приток р. Миасс к северу от села.
 
 
 
 
 
 
 
ИСТОЧНИКИ:
 
  1. «Планъ на земли крестьянъ села Усть-Мiясскаго, состоящiя въ даче села Каргапольскаго Пермской губернии Шадринского уезда Усть-Мiясской волости. Составленъ въ 1884 году».
  2. Спутниковые снимки с картографического сервиса «Bing Maps».
  3. Воспоминания старожилов: Поротовой (Серебренниковой) Екатерины Прокопьевны (1904 г.р.), Лабарешных Никиты Васильевича (1913 г.р.), Шестаковой Александры Прохоровны (1937 г.р.), Усольцевай Антонины Степановны, Колчеданцева Германа Семеновича и др.
  4. Воспоминания старожилов, записанные работниками культуры Харсовой А.И. и Дружининой Т.А в феврале 2013г
  5. СРНГ – «Словарь русских народных говоров». 
__________________________________________________________________________________________
Материал подготовили Шестаков В.П. и Колчеданцев С.Г.
 
 
 
 

        Рейтинг@Mail.ru