Усть-Миасс

Курганская область, Каргапольский район


Не запрещай себе творить

«Не запрещай себе творить, пусть иногда выходит криво.
Твои нелепые мотивы никто не сможет повторить»


Марина Цветаева
 

mastera

Издавна люди стали разделять ремесла, чтобы каждый мог заниматься тем, что у него всего лучше получается, и чтобы каждая сделанная вещь была высокого качества и изготовлена за малый срок.
Самое первое разделение ремесел произошло на мужские и женские. Да и никакого деления почти не было, просто из самой глубокой старины так повелось, что мужчины делают то, что требует большей силы и выносливости, занимаются более грубыми и сложными делам.
Почему-то сложилось мнение,  что рукоделие – удел женщин. Но есть такие виды ручной  работы,  которые словно придуманы для мужчин. Например, работа с деревом, плетение из лозы, работа с металлом, глиной. Большая часть мужских ремесел  служили для выживания и создания необходимых, удобных условий для жизни и ведения домашнего хозяйства.


В каждом селе жили свои умельцы. Они пользовались уважением и спросом, так как могли украсить не только свое жилье, но и изготовить что-то на заказ, тем самым прокормить свою семью. Как говорит народная пословица «Мастера ремесло кормит».

В селе Усть-Миасское, в основном, преобладали такие виды ремесел: 
На первом месте - работа с деревом (плотницкое, столярное дело, плетение из ивы). Кузнечное дело. Изготовление веревок из льна и конопли. Занималась мужская половина изготовлением снастей для ловли рыбы.     
Каждый хозяин старался сделать для своей семьи все самое лучшее и необычное. Сегодня их работы можно увидеть не только в музеях, но и в наших деревенских домах.


«Мой дедушка, Агафонов Георгий Демьянович (делится своими воспоминаниями Злобина Ирина Александровна), родился в д. Сладчанка Шатровского района (1914 – 1975 г.г.) Плотничал, столярничал Большим мастером не был. Делал все, что умел, для своего дома. Для других людей, если что надо было, всегда старался помочь. Большая часть его трудов до наших дней не сохранилась. Остались только воспоминания… Многое из обстановки в доме было сделано его руками и стараниями.
1. Шкаф – буфет навесной со стеклянными дверками.
2.Навесной шкаф для посуды.
3. Маленькая скамеечка для дойки коров.
4.Табурет.
5.Шкаф для умывальника.
6. Межкомнатная дверь с окошечками.
7. Лесенка для русской печки.
8. Рама для зеркала.
9. Стул с бархатным сиденьем.
10. Стул деревянный с резными вставками.


Дверцы и боковины шкафов, рама для зеркала были украшены плоской резьбой, популярной у многих мастеров – самоучек. Орнамент из геометрических фигур – ромб или треугольник был вырезан ножом. Незатейливо и красиво.
Для своих детишек делал он и люльку подвесную из дерева. Санки и самокат (по снегу и льду кататься), тоже деревянные. Детский стол и скамеечки и многое другое.
Все, что было сделано его руками, активно использовалось в доме, хозяйстве его детьми и внуками. К сожалению, в первозданном виде до наших дней почти ни чего не дожило. Многие предметы остались только в моей памяти... »
.


Каждый мастер начинался с инструментов. Без них и за дело браться не стоит. Инструменты  плотника: рубанки разных видов, пилы, топоры, стамески. Благодаря таким простым инструментам, наши деды и прадеды, изготавливали шедевры. Так же сами изготавливали орудия труда, необходимые в хозяйстве. 

Из воспоминаний Розмаховой Фаины Михайловны: « У нас в соседях, по улице Набережная, жил Лабарешных Никита Васильевич (1915 г.р.) Так вот он много чего умел мастерить.
Делал телеги, сани, дровни, повозки для лошадей. Кадушки, туески, ведра для воды и треноги. Тренога – это такая кадушка, только с тремя ногами (досочками). В нашем доме она стояла возле печи, из нее мы пили воду.
Для того, чтобы сделать сани, Никита Васильевич, подбирал обязательно кривую березу. Мочил ее в реке (его дом находился на берегу реки Миасс), затем выгибал специальной «приспособой», которую изготовил в переулке.
Делал он и сани для ребятни, и короба для разных домашних нужд. Сам изготавливал колеса для телег, мастерил прялки.
Работящий был, приветливый, светлый, скромный человек.


Мой отец, Нестеров Константин Дмитриевич (1917 – 2002г.г.), плел короба для гусей, мордушки для ловли рыбы, вязал сети, мастерил лодки, весла. Как и все огораживал огород тыном (прямые и толстые ветки ивы, которые заготавливали осенью) и плетнем (более мягкие части ивы). Тын – это вертикальная изгородь, а плетень – горизонтальная.
Делал лопаты для печи, ухваты, листы железные для хлеба и пирогов, корытца для измельчения мяса, капусты, грибов и др.   
Мой брат, Колчеданцев Михаил Александрович (1932 г.р.), работал в колхозной столярке и учителем труда в школе. Мог изготовить и рамы для окон, и наличники, и мебель.


Были умельцы по изготовлению предметов мебели из ивы.
«Мой свекор, Розмахов Григорий Владимирович (1925 г.р.), плел из ивы стулья и табуретки. Плел для себя и для других. Его стулья многие годы используются в домах нашего села. Они до сих пор не утратили свою красоту и прочность» - поделилась воспоминаниями Розмахова Татьяна  Петровна.


Задав вопрос о местных умельцах, чаще всего звучали следующие фамилии:

«Мартьянов Александр Павлович (1860 г.р.), мой дедушка – изготавливал телеги, сани, шкафы, стулья и всякую необходимую для дома утварь, орудия труда»
- рассказал Гацукович Сергей Иванович.

Каргаполов Николай Андреевич (1870 г.р.), дедушка Мартьяновой Галины Викторовны, мастерил для своей семьи предметы мебели. До сих пор, в доме Галины Викторовны пользуются  некоторыми из них.  Они являются  связующей нитью  поколений

Шабашов Иван Сергеевич (1900 г.р.),  Лобарешных Виталий Степанович (1936 – 2003 г.г.), Казаков Николай Серафимович (1941 г.р.),  Шестаков Петр Романович (1944 г.р.),  Ржанников Анатолий Иванович (1949 г.р.)    это еще не полный список мастеров, которые занимались работой по дереву.

У нас в селе была кузница. Кузнецом работал Колчеданцев Николай Иванович (1904 г.р.). Ковали в кузнице подковы для лошадей, цепи, бороны, детали из металла для саней – полозья, для телег – обода для колес и многое другое. 
В настоящее время данное ремесло, к сожалению, утратило свою силу, так как, это очень трудоемкий  процесс, требующий большой физической силы , выносливости и терпения.


« Многие занимались изготовление веревок. Сырьем для этого служили лен и коноплё. Что бы приготовить пряжу, лен вначале мочили, а затем сушили.
Для того, что бы высушить лен строили метные бани. Их выкапывали как землянки в обочине большого оврага, который находился между «Красной Зарей» и деревней Грачева. В землянке клали печь, топили ее и так сушили сырье.
Когда лен высыхал, его мяли на специальных мялках, для того, чтобы отделить костику. Затем лен трепали (просто ударяли о что – нибудь), так очищали волокно от костики. Все - пряжа готова. Вили веревки на специальных приспособлениях. Они получались очень крепкие и надежные».
  Записано со слов Розмаховой Фаины Михайловны.


Каждый предмет старины изготовлен с душой. Каждый предмет индивидуален.  Нет абсолютно одинаковых предметов.  Наши деды и прадеды жили, творили, созидали, не имея станков, агрегатов и таких как сейчас инструментов.  Тем дороже и ценнее их изделия.

Некоторые из них хранятся в нашей музейной комнате. Мы постараемся их сохранить и передать подрастающему поколению.

        Рейтинг@Mail.ru